Электрооборудование МТЗ

Электрооборудование тракторов МТЗ не считается капризным, однако, всё же требует регулярного контроля и своевременного технического обслуживания. Неполадки в электрике могут не только вывести машину из строя, но и негативно сказаться на других системах.
Ремонтом и техобслуживанием электрооборудования МТЗ должны заниматься квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы с тракторами такого типа. Очень часто причиной выхода из строя электросистемы становится попытка обслужить её мастером, который не имеет достаточных знаний. При возникновении неполадок оператор сразу начинает копаться в ключевых узлах – разбирать стартер или блок реле, и несложная проблема вырастает в дорогостоящий и длительный ремонт.
Ещё одна причина поломок – безграмотная эксплуатация и несоблюдение сроков технического обслуживания. Регулярное ТО – залог долгой беспроблемной службы любого механизма, оно всегда выгоднее, чем ремонт. Электрооборудование МТЗ здесь не исключение.
Эксплуатация электрооборудования МТЗ: заглянем в инструкцию
Трактора МТЗ работают во всех регионах нашей страны. По всем системам написаны инструкции, в которых собрана важная информация про эксплуатацию и обслуживание, указаны сроки и объёмы каждого ТО. Инструкции эти должны быть у каждого владельца техники МТЗ, а все операторы должны внимательно изучить документацию и применять полученные знания на практике.
Все неполадки в электрике тракторов МТЗ сводятся к нескольким пунктам:
· сломалось реле, сгорел сигнал, перегорела лампа и тд, то есть, проблема в конечном потребителе;
· нет контакта в сети или в переключателях из-за коррозии, обрыва, недостаточной сцепки;
· есть незапланированное замыкание – обычно, на этот пункт указывает сгоревший предохранитель;
· окисление контактов – проявляется падением напряжением в сети;
· подгорание окисленных контактов.
Основы диагностики неполадок электрооборудования МТЗ
Первое, чем следует вооружиться электрику при поиске неисправности, — это тестер и контрольная лампа от 20 Вт. Такой подход поможет сэкономить время, не ломать голову над элементарными трудностями и не делать из маленькой неисправности большую проблему. Конечно, лучше, если устранением любых поломок будет заниматься специалист. Но это не всегда возможно и целесообразно, некоторые неисправности сможет найти и устранить любой оператор, знакомый с физикой и алгоритмами действий. Расскажем некоторые из них.
Если нет напряжения в бортовой сети после замыкания «массы»
1) Сначала проверяем, есть ли контакт с АКБ, и в рабочем ли состоянии сам аккумулятор.
2) Затем под капотом на двигателе находим предохранитель F1 и проверяем, исправен ли он.
3) Если всё в порядке, ищем проблемы в цепи АКБ-предохранитель.
Если дизель запущен, но АКБ не заряжается
1) Проверяем ремень генератора: цел ли он, хорошо ли натянут, нет ли провисаний.
2) Смотрим, в каком состоянии F1, координирующий силу тока и напряжение.
3) Проверяем качество напряжения генератора. Оно зависит от сезона, там есть регулятор с двумя положениями: «лето» (значение должно быть 13,2-14,1 В) и «зима» (14,2-15,2 В).
4) Включить световую сигнализацию, дать дизелю типичную нагрузку и проверить, хороший ли контакт в цепи генератор-регулятор.
Подозрение на регулярный недозаряд АКБ
1) Проверить качество напряжения.
2) Оценить состояние аккумулятора, не требует ли он замены.
3) Проверить цепь генератор-АКБ на предмет окисления, плохого контакта.
Плохо крутит стартер на запуске
1) Проверить качество крепления и состояние клемм на АКБ.
2) Проконтролировать качество крепления и состояние клемм в месте прикрепления выключателя и на самом выключателе.
3) Проверить качество крепления и состояние клемм на сцепке «массы» между корпусом машины и её кабиной.
4) Проверить качество крепления и состояние клемм на самом стартере.
5) Проверить состояние АКБ: заряжен ли он, не требует ли замены.
Стартер не запускает дизель, хотя он рабочий (слышен щелчок при включении) и контрольная лампа светится или слегка гаснет
1) Проконтролировать контакты реле тяги: не окислились ли они.
2) Подрегулировать механизм привода реле тяги.
3) Заглянуть внутрь стартера и оценить состояние щёточного узла.
Дизель и зимний период: правила эксплуатации
Дизельные моторы имеют особенность, которой нет у моторов бензиновых. Они чувствительны к низким температурам, поэтому важно не забывать о правилах эксплуатации дизеля зимой. Вот эти правила:
· Использование предпускового подогревателя обязательно при наступлении холодов.
· Если двигатель запускается не «с пол-оборота», крутить стартер дольше 15 секунд нельзя. Если в течение этих 15 секунд дизель так и не запустился, следующую попытку можно осуществить не раньше, чем через 60-90 секунд.
· Нельзя пытаться запускать двигатель перемыканием клемм тягового реле. Силовая клемма стартера рассчитана на напряжение 12 В и силу тока 60 А. В рабочем состоянии всегда должен быть F1 – предохранитель, который защищает систему от скачков напряжения.
· Нельзя ставить в систему нестандартные предохранители, во избежание появления нестандартных проблем.
Чёткое соблюдение инструкций завода-изготовителя зимой и летом поможет поддерживать технику МТЗ в рабочем состоянии максимально долго. Не забывайте регулярно проводить ТО в системе электрооборудования, и доверяйте это только опытным добросовестным специалистам.