Рулевое управление МТЗ 80
Облик МТЗ 80 узнаваем: задние колёса у этого трактора намного больше передних. Инженерам пришлось учитывать эти нюансы, проектируя рулевое управление. В целом, оно классическое: рулевой привод, трапеция и рулевое колесо. Современные модели оснащаются гидроусилителем. Удобство и безопасность поворотов при такой разнице диаметров передних и задних колёс скрывается во внутреннем устройстве узлов. В итоге руление происходит плавно, комфортно, машина отлично отзывается на движения руля и неплохо держит дорогу.
Трапеция на МТЗ 80
Трапеция – система элементов, соединённая в конечном итоге непосредственно с передней подвеской МТЗ 80. Благодаря трапеции колёса, собственно, поворачивают. В трапецию входят:
· мостовая балка;
· поворотные рычаги;
· поперечные тяги;
· сошка.
Когда трактор движется по прямой, сошка стоит по центру и даёт машине курсовую устойчивость. Как только водитель начинает поворачивать, сошка перемещается, двигает рычаги и тяги. В движение её приводит поршень гидроусилителя.
Все элементы трапеции требуют регулярного контроля: осмотра, замены по выработке ресурса или после поломки. Неисправность трапеции очень влияет на управляемость трактора.
Гидроусилитель руля на МТЗ 80: как устроен, как работает
Гидроусилитель – связующее звено между рулевой колонкой и трапецией. Благодаря ему МТЗ 80 стал удобнее в управлении по сравнению с ранними моделями без ГУРа. Современный трактор минского завода легко слушается руля, едет прямо достаточно плавно даже по неровной насыпной дороге.
Составляющие гидроусилителя:
· распределитель;
· силовой цилиндр;
· бак.
Инженеры определили гидроусилителю место перед радиатором охлаждения, где он закрыт фронтальной стенкой капота.
Давление рабочей жидкости внутри ГУР должно быть стабильно: 7,5-8,5 мПА. При превышении допустимых значений жидкость из системы сливается в бак благодаря предохранительному клапану. Провоцирует такую ситуацию поворот руля до упора, а также экстремальные повороты колёс, например, в глубокой колее.
«Тяжёлый руль» - первый и самый главный признак неисправности гидроусилителя. Водитель замечает его сразу, ведь управлять трактором без ГУРа физически очень сложно. Причинами поломки ГУР могут быть:
· низкий уровень рабочей жидкости в системе;
· попадание воздуха в систему, которая должна быть герметичной;
· неправильная регулировка защитного клапана, и как следствие – избыточное или недостаточное давление;
· утечка в насосе гидроусилителя, как правило, из-за механического повреждения;
· проблемы в сопряжении элементов червячно-секторной пары.
Все поломки, кроме механических повреждений, могут быть устранены ремонтными работами на гидроусилителе:
· поиск и устранение точек утечки жидкости, долив до нужного уровня;
· регулировка клапана;
· регулировка соединений червячно-секторной пары;
· при невозможности ремонта проводится замена ГУРа.
Наконечник рулевой тяги и привод МТЗ 80
Наконечник состоит из цилиндра со сферическим шарниром, который заполнен заводским маслом. Рулевые тяги устанавливаются в трубу по резьбе и закрепляются контргайками. Замена производится по мере истечения срока эксплуатации, при наличии внешних повреждений, утечек масла.
Привод МТЗ 80 – система валов и карданных шарниров. Этот механизм передаёт вращение руля гидроусилителю.
Рулевая колонка МТЗ 80
Рулевая колонка трактора МТЗ 80 имеет несколько положений. Руль можно поднимать на высоту до 12 см от нижней точки, можно наклонить по горизонтали. Всё это сделано для удобства использования трактора. Такой «индивидуальный подход» к каждому водителю бережёт здоровье водителя и снижает усталость к концу смены. Регулировать положение руля несложно: для этого нужно повернуть маховик на 3-5 оборотов против часовой стрелки, установить руль в комфортное положение и закрутить маховик обратно.
Руль установлен на шлицы вала, внутри которого есть винт на маховике. В амортизаторах предусмотрены капроновые втулки, которые смягчают движения вала и уменьшают вибрации. Ограничивают перемещение вала по оси гайка и контргайка. Маховик вкручен в гайку со штифтом.
Техническое обслуживание рулевой колонки МТЗ 80 требует, в основном, регулярной проверки компонентов, затяжку и смазку шарнирных соединений. ТО рекомендуется проводить каждые 960 часов работы трактора.
ТО рулевого управления МТЗ 80
От регулярности технического обслуживания зависит, проходят ли элементы рулевого управления весь срок службы.
Что входит в техобслуживание:
· проверка уровня масла в корпусе;
· проверка плотности соединений гидроусилителя;
· проверка состояния резьбовых соединений;
· проверка состояния карданных шарниров, сошки и тяг.
Во время этих проверок, возможно, придётся смазать карданные шарниры, поменять масло и фильтр. Последние работы важно проводить аккуратно, чтобы внутрь не попала грязь.
Как промыть фильтр:
· отсоединить маслопровод;
· снять крышку;
· отцепить пару маслопроводов от клапана, выкрутить его из фильтра;
· промыть фильтр (для этого достаточно использовать солярку или бензин);
· затянуть гайку секторного крепления;
· в месте соединения рейки и сектора не должно быть зазора. Если он есть, обязательно нужно подрегулировать зацеп;
· вставить клапан в фильтр, присоединить маслопроводы, надеть крышку.
Ещё одна важная часть ТО – проверить углы поворота передних колёс. Проверять нужно на запущенном двигателе, установив МТЗ 80 на ровную поверхность. В норме поворот рулевого колеса должен быть не больше 30 градусов до полного выворачивания колёс. Если это значение оказывается выше, сначала проверяют состояние и затяжку соединений сошников, рычагов, шарниров тяг. Если руль продолжает крутиться больше положенного, стоит ещё подрегулировать зацеп и подтянуть червячную гайку.
Как это делается:
· поднять мост;
· открутить тяги;
· ослабить крепёжный болт, провернуть вправо до упора червяка в зубья сектора;
· запустить двигатель;
· покрутить руль. Определить, заедает ли руль при поворотах, и если да, то провернуть болт влево до тех пор, пока заедание не прекратится;
· затянуть болт.
Справка о тракторе МТЗ 80
Первый трактор МТЗ 80 сошёл с минского конвейера в 1974 году. Трактор быстро набрал популярность и до сих пор занимает лидирующие позиции на уборке урожая, при проведении сельскохозяйственных работ, популярен как отличный погрузчик и перевозчик. МТЗ 80 – универсальная и крепкая рабочая лошадка, неприхотливый и вполне экономичный как в эксплуатации, так и во время ТО и ремонта.
Огромный ассортимент запчастей на трактор МТЗ представлен на нашем сайте (смотрите по ссылке). Гарантируем высокое качество, обеспечиваем выгодные цены, держим склад с товарами в наличии, доставляем по городам и регионам.
Вам могут быть интересны и другие статьи на сайте: